БАКЕНБАРДЫ
1990, 97 мин.
Режиссёры: Юрий Мамин
В ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Артур Ваха, Александр Лыков, Анатолий Журавлёв
Провинциальный город Заборск терроризируют две молодёжные банды – разнузданные панки из «Капеллы» и ненавидящие их качки из «Бивней». Конец их вражде кладёт появление самозванного общества «пушкинистов», которые ловко владеют словом и тростями и быстро берут под свой контроль общественный порядок и политическую жизнь города – видимо, с дальнейшим прицелом и на всю страну.
Гротескная комедия, в которой Виктор Сухоруков сыграл свою первую большую кинороль, оказалась совсем не такой смешной, как, возможно, ожидали зрители от режиссёра Юрия Мамина, выпускника мастерской Эльдара Рязанова по Высшим курсам сценаристов и режиссёров. Она появилась на фоне событий, казалось бы, совсем незначительных даже для эпохи Перестройки, поколебавшей все прежние устои: в 1989 году в журнале «Октябрь» была опубликована книга Абрама Терца (литературный псевдоним Андрея Синявского) «Прогулки с Пушкиным», вызвавшая скандал в писательской среде. Литературная общественность была возмущена десакрализацией образа поэта, последовала волна открытых писем и горячих пикировок. Страсти, разгоревшиеся вокруг имени Пушкина, дали поэту Вячеславу Лейкину – постоянному соавтору Мамина – материал для сценария, в котором «пушкинисты» в буквальном смысле с кулаками вставали на защиту традиционных ценностей.
Сам Мамин сыграл в «Бакенбардах» роль журналиста-наблюдателя, автора статьи «Фюрер с бакенбардами», первой жертвы нового культа, который констатирует: питательным материалом для зарождения очередного фашистского культа при желании может стать всё что угодно, включая творчество литературных классиков, а униформой – даже жёлтая кофта Маяковского.
Текст Станислава Дединского
«Бакенбарды» – фильм, где Пушкин не появляется –но фактически последний советский и первый постсоветский фильм на «пушкинскую» тему. Одновременно это и своего рода антиутопия, и деконструированное субкультурное кино (которого раньше фактически не существовало). Почему в таком контексте вообще возникло имя Пушкина? Раньше уже существовал фильм, объединявший элементы этих жанров, и тоже связанный с отношением к творчеству другого классика, Бетховена, – «Заводной апельсин». Поговорим с кинокритиком Андреем Гореликовымо том, как преломилась эта тема в перестроечных реалиях, в чём особенности отношения советской культуры и притчевого фильма Юрия Мамина к субкультурным «войнам». А также о двойственности образа Пушкина, о том, чем поэт отличается от его памятников, о связи «Бакенбард» с последующим кино о национальном гении.
Показ и лекция проводятся в рамках программы кинопоказов "Поэт и Царь", посвященной жизни и произведениям Александра Сергеевича Пушкина, – части масштабного совместного проекта музея-заповедника «Царское Село» и Всероссийского музея А. С. Пушкина при поддержке Минкультуры РФ.
Тюмень
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, ул. Советская, 63
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.